Трагедия

Трагедия
         предшеств. Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произв. хоровой лирики, к-рое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н.э. дифирамбы исполн. в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использ. наряду с хором одного актера-декламатора, дававш. пояснения по ходу представл., создав т.о. предпосылку для диалога. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независ. от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступит. песнь хора — парод, затем отдел. сцены — эписодии, отделяемые друг от друга стасимами.
         Вслед за последним эписодием хор исполн. заключит. песнь — эксод. Т. включ. в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегод-но, по праздникам в честь Диониса, проводились состяз. поэтов, во время к-рых исполн. Т. Каждый день исполн. тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составл. миф. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает явл. необходимым условием. По оконч. празднеств жюри оценивало произвед. и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра иск-ва явил. демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творч. к-рых представл. лишь отдел. фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произв. Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов хар-рно глубоко гуманистич. толкование актуал. проблем и событий, к-рые под прикрытием миф. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содерж. дошедших до нас драм отраз. также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич.
         Благодаря этому в отличие от произв. др. многочисл. трагиков 6 — 5 вв. до н.э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существ. и в 4 в. до н.э., однако сохран. лишь явно подражат. Т., среди к-рых и приписыв. Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н.э. городские власти Рима на всех праздниках организ. театрал. представл. Немногочисл., дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидет. о том, что большинство их представл. собой свободную обработку произв. греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочт. отдавалось драмам, сюжеты к-рых были заимств. из легенд троянск. цикла. В отличие от греч. рим. Т. включ. в себя множество муз. вставок и вокал. партий актеров, в то время как хоровые партии утрач. свои ведущие позиции; в эпоху правл. Суллы к каждому представл. Т. присоед. ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливий Андроник в 240 до н.э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. — претексту, в основу к-рой был положен сюжет из рим. миф. и истории. Гл. действующ. лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды к-рых — тога претекста — и получил наимен. этот вид Т. Вслед за этим появ. многочисл. драмы Энния, в т.ч. на рим. темы. Своих наиболее значит. представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В кач-ве сюжета оба использ. греч. и нац. мотивы. Начиная с 1 в. до н.э. публика постоянно начинает терять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появл. новых Т., хотя нек-рое время сохран. мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В кон. 1 в. были напис. знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоев. исполн. отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произв., а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, нек-рые рим. Т. сохран. полностью, среди них есть одна претекста, авторство к-рой сомнительно. Произв. Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и англ. драмы. Из всех лит. жанров античности Т. оказала самое большое влияние на мировую лит-ру. Формы освоения трагедийного драматич. наследия античности включают в себя макс. приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гельдерлин), заимствов. сюжета (Гете) и использов. драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и муз. переложение (Мендельсон).

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Трагедия" в других словарях:

  • Трагедия — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не …   Литературная энциклопедия

  • Трагедия —     ТРАГЕДИЯ. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с… …   Словарь литературных терминов

  • Трагедия — (греч. tragōdía, буквально козлиная песнь, от trаgos козёл и ödе песнь), драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Трагедия… …   Википедия

  • ТРАГЕДИЯ — (греч., козлиная песнь). Драматическое произведение, изображающее какое нибудь событие выдающегося характера, обнаруживающееся в борьбе действующих лиц между собой и с разного рода препятствиями и способное вызвать в зрителях чувство ужаса и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • трагедия — См. случай... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. трагедия зрелище, случай; несчастье, горе, бедствие, злоключение, злополучие, драма; козлиная песнь, злосчастие, напасть,… …   Словарь синонимов

  • трагедия — и, ж. ТРАЖЕДИ, ТРАЖЕДИЯ и, ж. tragédie, нем. Tragödie<лат. tragoedia <гр. tragoidia. 1. Драматический жанр, произведения которого отличаются остротой и непримиримостью конфликта личного или общественного характера и оканчиваются обычно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ТРАГЕДИЯ — ТРАГЕДИЯ, вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия… …   Современная энциклопедия

  • ТРАГЕДИЯ — (от греч. tragodia букв. козлиная песнь), вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТРАГЕДИЯ — ТРАГЕДИЯ, трагедии, жен. (греч. tragoidia от tragos козел и ode песнь). 1. Драматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя (жанр этот возник в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Трагедия — ТРАГЕДИЯ, вид драмы, проникнутый пафосом трагического, противоположен комедии. Основу трагедии составляют столкновения личности с роком, миром, обществом, выраженные в напряженной форме борьбы сильных характеров и страстей. Трагическая коллизия… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТРАГЕДИЯ — Трагедия: место, в котором трусы умирают, а герои погибают. Винцентий Стысь Покажите мне героя, и я напишу трагедию. Фрэнсис Скотт Фицджеральд В трагедии мы участвуем, комедию только смотрим. Олдос Хаксли В настоящей трагедии гибнет не герой… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»